Том 3
Природа Бога
Кто есть Бог? Какова Его природа? Установив в предыдущем томе, что Бог преимущественно открывает Себя самым авторитетным образом в словесной форме, т.е. через канонические книги Библии (39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета), мы, в первую очередь, будем обращаться именно к этому источнику в поисках выяснения природы Бога.
В данном томе рассматривается Божья природа с трех точек зрения: Его атрибуты, Его триединство и Его отношения с творением. В первой главе поднимается вопрос богопознания вообще, т.е. может ли человек познать Бога и до какой степени? В этой книге защищается позиция, что Бога можно познать по Его сущности. Но это не означает, что наше познание Бога является исчерпывающим. Вслед за размышлениями Фомы Аквинского можно мыслить о том, что познание Божьей сущности доступно нам по смыслу, а не по степени. Соответственно, в первой главе предлагается опровержение апофатического богословия, которое настаивает на том, что Божья сущность полностью непостижима.
В разборе Божьих атрибутов используется следующая система классификации: Божье величие, Божья святость и Божья любовь. В число атрибутов Божьего величия входят Его жизнь, личностность, духовность, постоянство, бесконечность, вечность, всеведение, всемогущество и вездесущность. В число атрибутов Божьей святости входят непосредственно Его святость, а так же праведность, справедливость и верность. В число атрибутов Божьей любви входят непосредственно Его любовь, а так же благодать, милость и долготерпение. Затем поднимается тема Божьей славы, которая представляет собой совокупность всех Его совершенств. Вместе с библейским описанием этих моментов предлагается и опровержение небиблейских взглядов относительно этих Божьих качеств.
Касательно триединства Бога рассматриваются, с одной стороны, библейское свидетельство Его единства, а с другой стороны – Его троичности. Обсуждаются и разные попытки объяснить отношения между Лицами Троицы, а так же заблуждения и искаженные взгляды по данному вопросу, появившиеся в течении церковной истории. В итоге мы приходим к выводу, что один Бог существует в трех единосущных Личностях: Отце, Сыне и Духе Святом. Обсуждение Божьего триединства логически следует за разбором Его атрибутов ввиду того, что все Лица Троицы обладают всеми этими качествами.
В контексте триединства Бога проводится исследование как человеческой, так и божественной природ Иисуса Христа и их взаимоотношений. Отстаивается позиция о полной божественности и полной человечности Христа в одной богочеловеческой личности в соответствии с халкидонским определением. Также исследуем природу Третьей Ипостаси Святой Троицы, Духа Святого, принимая, как Его божественность, так и Его личностность.
Последний раздел «Божьи отношения с творением» логически следует за предыдущим и противопоставляется ему. Дело в том, что Божье триединство касается взаимоотношений внутри Божества, а в третьем разделе рассматриваются отношения Бога с всем тем, что вне Его, т.е. с тем, что Он создал.
Во-
Последняя тема – самая объемная. Это Божий суверенитет или владычество. Она касается разных сфер: во-
Самый больной вопрос в отношении Божьего владычества – это так называемая проблема зла. Вызывает ли Бог все зло, существующее в мире? Наконец, будем рассматривать тему Божьего царства. На что именно указывает эта библейская концепция по отношению к Божьему суверенитету?
Обновление 01.01.21