Канон Священного Писания
Для получения водительства в жизни, как в нынешнее время, так и для вечности, верующие в Иисуса Христа люди из всех христианских конфессий обращаются в Библию, как в источник истины и вдохновения. Но мало, кто задается вопросом, каким образом Библия была составлена. Другими словами, кем и когда было установлено содержание Священного Писания? Насколько верным и надежным было это решение? Есть ли в нашей Библии именно те книги, которые действительно богодухновенны? Существуют ли и другие книги, которые должны также включиться в канонический набор?
В ответ на эти вопросы рядовой верующий обычно полагается на решение церкви по этому поводу. Но, как мы увидим в ходе этого исследования, в ранние годы христианства было много разногласий в отношении содержания канона, и до сих пор по поводу содержания Ветхого Завета не все христианские конфессии единогласны.
Также осложняет вопрос, что некоторые христианские конфессии утверждают, что церковь (точнее, духовенство церкви) имеет способность и право определить не только содержание канона, но и его верное истолкование. В таких конфессиях рядовые верующие занимают более пассивного положения по отношению к богопознанию и просто подчиняются авторитетному учению церкви. В истории церкви такой порядок вещей часто приводил к злоупотреблению властью со стороны духовенства церкви и введению им небиблейских доктрин.
В данной книге мы отстаиваем и доказываем позицию, что канон Священного Писания определяется не решением церковных лидеров или соборов, а соответствием той или иной книги с конкретными критериями каноничности.
Для определения ветхозаветного канона единственный необходимый критерий заключается в одобрении Иисусом Христом еврейского канона Его времени, который совпадает с 39-
Однако поскольку бывает трудно точно подтвердить апостольское авторство всех новозаветных книги историческим путем, используются и другие, дополнительные критерия. Согласно критерию античности, все истинно новозаветные книги должны были быть написаны при жизни хотя бы одного из Двенадцати апостолов. Критерий ортодоксальности исключает книги, учение которых не соответствует учению уже принятых апостольских книг. Критерий кафоличности определяет приемлемость книги на основании ее употребления в церкви. Но функция этих дополнительных критерий состоит лишь в том, чтобы подтверждать подлинность трудов истинно апостольского происхождения в случаях, когда это было трудно подтвердить историческим путем.
На основании рассмотрения соответствия всех нынешних библейских книг с этими критериями можно смело заключить, что наша Библия содержит только книги, которые Бог вдохновил. Далее, при рассмотрении «дискуссионных книг», которые однажды претендовали на каноничность, можно также заключить, что Библия содержит все книги, которые Бог вдохновил без исключения.